ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ
Инклюзивное образование - организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах.
Нормативно- правовая база
Федеральный уровень
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья 2020-2030 (разработана Институт коррекционной педагогики по заказу Министерства просвещения Российской Федерации, в рамках Государственного задания № 27.12914.2018/12.1);
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847)
- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35850);
- Постановление Главного государственного врача санитарного врача российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»
- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 года № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 года № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения России от 02.09.2020 № 458 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 года № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Распоряжение Министерства просвещения России от 09.09.2019 года № Р- 93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»;
- Распоряжение Министерства просвещения России от 6 августа 2020 г. № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
Региональный уровень
1. Постановление правительства Ярославской области №348-п от 06.05.2022 г " О региональном плане мероприятий по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период ( до 2030 года)"
Локальные акты школы:
1. Модель инклюзивного образования
2. Положение о СИПР
3. Положение об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
4. Положение о проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута обучающихся с ограниченными возможностями здоровья/инвалидностью
5. Положение об организации психолого-педагогического сопровождения образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ
6. Положение о системе оценок, формах и порядке проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой аттестации обучающихся по итогам освоения АООП обучающихся с ОВЗ
7. Положение об организации индивидуального обучения на дому
8. Положение о психолого-педагогическом консилиуме
9.Положение об организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
10.
МОУ Любимская ООШ им.В.Ю.Орлова
Программа мероприятий по обеспечению доступности качества образования учащихся с ОВЗ на 2024-2025 уч.г.
Реализация государственной политики по обеспечению равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
- Реализация Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).
- Создание необходимых условий для развития в школе инклюзивного образования: кадровых, нормативно-правовых, материально-технических, программно-методических.
- Обеспечение повышения профессиональной компетентности педагогов по проблеме инклюзивного образования, просвещение, консультирование, информирование родительской общественности, населения по всем вопросам инклюзивного образования.
- Повышение доступности и качества образования, обеспечение психологической безопасности образовательного процесса для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
- Формирование положительного имиджа и инклюзивной культуры участников образовательных отношений.
Nп/п |
Наименование мероприятия |
Ответственные |
Срок реализации |
Ожидаемый результат |
1 |
Организационное и нормативно-правовое обеспечение |
|||
1.1 |
Разработка и утверждение нормативных правовых актов, обеспечивающих доступность образовательных услуг для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
Директор, заместитель Директора по УВР |
Август- сентябрь. |
Банк правовых нормативных актов, своевременное обновление локальных актов в соответствии с действующим законодательством
|
|
|
|
|
|
1.2 |
Разработка и утверждение плана консультативно- разъяснительных мероприятий по вопросам обеспечения доступности образовательных услуг для детей с ОВЗ |
Заместитель директора по УВР |
Август- сентябрь |
Ведение разъяснительной работы с родителями (официальными представителями) детей с ОВЗ |
1.3 |
Обновление банка данных детей с ОВЗ и детей- инвалидов |
Заместитель директора по УВР |
Август, в течение года по мере необходимости |
Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, перспективное планирование и подготовка условий в школе для детей с ОВЗ |
1.4 |
Обсуждение, утверждение рабочих программ по учебным предметам с изменениями и дополнениями, рабочих программ курсов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений и коррекционных программ специалистов психолого-педагогического сопровождения |
Заместитель директора по УВР, учителя начальных классов, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог |
июнь – август |
Рабочие программы |
1.5 |
Обсуждение, утверждение рабочих программ внеурочной деятельности. |
Заместитель директора по ВР |
Июнь – август |
Рабочие программы внеурочной деятельности |
1.6 |
Представление информации по инклюзивному образованию на сайте школы |
Заместитель директора по УВР, ответственный за сайт ОУ |
Август- сентябрь |
Информация на сайте школы по инклюзивному образованию |
1.7 |
Организация деятельности |
Заместитель |
2023-2024 |
Своевременное |
||
|
школьного ППк |
директора по |
учебный год |
выявление и |
||
|
|
УВР, |
|
психолого- |
||
|
|
Члены ППк |
|
педагогическое |
||
|
|
|
|
сопровождение |
||
|
|
|
|
детей с ОВЗ |
||
2 |
Кадровое обеспечение введения ФГОС для обучающихся с ОВЗ |
|||||
2.1 |
|
Заместитель |
|
Повышение |
||
|
Участие педагогов школы в |
директора по |
По плану ОУ |
квалификации |
||
|
открытых уроках, семинарах-практикумах, конференциях |
УВР, |
|
педагогов |
||
|
|
руководители |
|
|
||
|
|
РМО |
|
|
||
2.2 |
Участие педагогов в деятельности РМО (изучение опыта других образовательных учреждений, представление собственного опыта) |
Руководители школьных МО, учителя начальных классов и учителя- предметники |
По плану РМО |
Повышение квалификации педагогов |
||
2.2 |
Обеспечение курсовой подготовки и переподготовки по вопросам инклюзивного образования |
Заместитель директора по УР, руководители РМО |
В соответствии с графиком |
План-график прохождения курсовой подготовки и переподготовки |
||
|
|
|
|
педагогических |
||
|
|
|
|
работников |
||
3 |
Методическое обеспечение инклюзивного образования |
|||||
3.1 |
Формирование заказа учебной литературы для детей с ОВЗ |
Зав. библиотекой, зам. директора по УР |
В течение всего периода |
Перечень учебников и методических пособий. |
||
3.2 |
Планирование деятельности методической службы образовательного учреждения |
Зам. директора по УВР, |
В течение учебного года |
План работы методической службы школы |
||
|
|
руководители РМО |
|
|||
3.3 |
Пополнение медиатеки (электронные ресурсы)
|
Зав. библиотекой |
В течение всего периода |
Перечень ресурсов медиатеки |
3.4 |
Организация и проведение обучающих семинаров, методических объединений, открытых уроков по направлениям:
-особенности организации учебного занятия с обучающимися с ОВЗ; |
Зам. директора по УВР, руководители РМО
учителя начальных классов и учителя- предметники, педагог-психолог |
В течение учебного года |
Апробация новых идей, моделей, программ и технологий по реализации инклюзивного образования |
3.5 |
Деятельность рабочей группы по реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ |
Зам. директора по УВР учителя начальных классов и учителя- предметники, педагог-психолог |
По плану школы |
Корректировка деятельности педагогов по реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ |
3.6 |
Тематические педагогические советы по вопросам реализации ФГОС ОВЗ |
Зам. директора по УВР |
По плану школы |
Формирование инклюзивной культуры |
|
3.7 |
Создание школьного банка коррекционно-развивающих программ и диагностических методик для специалистов
|
Педагог- психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог |
В течение учебного года |
Банк диагностических методик и коррекционно-развивающих программ |
|
4 |
Материально-техническое обеспечение |
||||
4.1 |
Формирование заказа учебников для детей с ОВЗ |
Зам. директора по УВР, зав. библиотекой |
Декабрь, январь февраль текущего уч.года |
100% обеспеченность учебниками детей с ОВЗ |
|
4.2 |
Инвентаризация материально- технического обеспечения. Приобретение необходимых мультимедийных, учебно- методических материалов и оборудования. |
врио директора |
Октябрь, ноябрь Текущего уч. года |
Оформление заявки |
|
4.3 |
Создание условий для развития инклюзивного образования, обеспечение роста качества и доступности образовательных услуг детям с ОВЗ средствами Комплексных мероприятий. |
врио директора |
В течение всего периода |
Реализация плана мероприятий |
|
5 |
Взаимодействие с общественными организациями |
||||
5.1 |
Всероссийская неделя инклюзивного образования. |
Педагог- психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог |
Ежегодно, 3 неделя марта |
Формирование инклюзивной культуры
|
|
5.2 |
Международный день толерантности. |
Педагог организатор, педагог- психолог |
Ежегодно, Ноябрь |
Формирование инклюзивной культуры. |
6 |
Информационная поддержка инклюзивного образования, в том числе в средствах массовой информации |
|||
6.1 |
Своевременное содержательное наполнение раздела «Организация образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» на сайте школы |
Заместитель директора по УВР, ответственный за сайт ОУ |
В течение учебного года |
Наличие доступной информации для педагогов и родителей по вопросам инклюзивного образования |
7 |
Психолого-пе Педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ОВЗ идетей-инвалидов |
|||
7.1 |
Организация консультаций для родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ. |
Специалисты ППк |
В течение учебного года |
Предоставление родителям детей с ОВЗ консультационных услуг. Охват родителей консультационными услугами по инклюзивному образованию на 100% |
7.2 |
Распространение среди родительского сообщества информационных буклетов, публикаций по проблемам развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ, детей с инвалидностью |
Специалисты ППк |
2024-2025уч.г. |
Психолого- педагогическая поддержка родителей, имеющих детей с ОВЗ, инвалидностью, включенных в общее образование |
7.3 |
Мониторинг учета рекомендаций ЦПМПК по созданию необходимых условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ в школе. |
Заместитель директора по УВР |
В течение учебного года |
Справка по результатам мониторинга |
8 |
Дополнительное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов |
|||
8.1 |
Разработка программ дополнительного образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов |
Заместитель директора по ВР |
Август– сентябрь |
Наличие программ дополнительного образования |