Меню сайта

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ

Инклюзивное образование - организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах.

Нормативно- правовая база

Федеральный уровень

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья 2020-2030 (разработана Институт коррекционной педагогики по заказу Министерства просвещения Российской Федерации, в рамках Государственного задания № 27.12914.2018/12.1);
  3. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847)
  4. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35850);
  5. Постановление Главного государственного врача санитарного врача российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  6. Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»
  7. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 года № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  8. Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 года № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  9. Приказ Министерства просвещения России от 02.09.2020 № 458 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  10. Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 года № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  11. Распоряжение Министерства просвещения России от 09.09.2019 года № Р- 93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»;
  12. Распоряжение Министерства просвещения России от 6 августа 2020 г. № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;

Региональный уровень

1. Постановление правительства Ярославской области №348-п от 06.05.2022 г " О региональном плане мероприятий  по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период ( до 2030 года)"  

Локальные акты школы: 

1. Модель инклюзивного образования

2. Положение о СИПР 

3. Положение об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

4. Положение о проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута обучающихся с ограниченными возможностями здоровья/инвалидностью  

5. Положение об организации психолого-педагогического сопровождения образования   детей-инвалидов и детей с ОВЗ 

6. Положение о системе оценок, формах и порядке проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой аттестации обучающихся по итогам освоения АООП обучающихся с ОВЗ  

7. Положение об организации индивидуального обучения на дому 

8. Положение о психолого-педагогическом консилиуме 

9.Положение  об организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 

10.

МОУ Любимская ООШ им.В.Ю.Орлова

Программа мероприятий по обеспечению доступности качества образования учащихся с ОВЗ на 2024-2025 уч.г.

Цель:

Реализация государственной политики по обеспечению равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Задачи:

  1. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).
  2. Создание необходимых условий для развития в школе инклюзивного образования: кадровых, нормативно-правовых, материально-технических, программно-методических.
  3. Обеспечение повышения профессиональной компетентности педагогов по проблеме инклюзивного образования, просвещение, консультирование, информирование родительской общественности, населения по всем вопросам инклюзивного образования.
  4. Повышение доступности и качества образования, обеспечение психологической безопасности образовательного процесса для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
  5. Формирование положительного имиджа и инклюзивной культуры участников образовательных отношений.

 

Nп/п

Наименование мероприятия

Ответственные

Срок реализации

Ожидаемый результат

1

 

Организационное и нормативно-правовое обеспечение

1.1

Разработка и утверждение нормативных правовых актов, обеспечивающих доступность образовательных услуг для обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья

Директор, заместитель

Директора по УВР

Август- сентябрь.

Банк правовых нормативных актов,

своевременное обновление локальных актов в соответствии с

действующим законодательством

 

 

 

 

 

 

1.2

Разработка     и                          утверждение плана консультативно- разъяснительных мероприятий по вопросам обеспечения доступности образовательных услуг для детей с ОВЗ

Заместитель директора по УВР

Август- сентябрь

Ведение

разъяснительной работы с

родителями (официальными представителями) детей с ОВЗ

1.3

Обновление банка данных детей с ОВЗ и детей- инвалидов

Заместитель директора по УВР

Август, в течение

года по мере необходимости

Обеспечение

равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом

образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, перспективное планирование и подготовка условий в школе

для детей с ОВЗ

1.4

Обсуждение, утверждение рабочих программ по учебным предметам с изменениями и дополнениями, рабочих программ курсов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений и коррекционных программ специалистов психолого-педагогического

сопровождения

Заместитель директора по УВР, учителя начальных классов, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог

июнь – август

         Рабочие программы

1.5

Обсуждение, утверждение рабочих программ внеурочной деятельности.

Заместитель директора по ВР

Июнь – август

Рабочие программы

внеурочной деятельности

1.6

Представление информации по инклюзивному образованию на сайте школы

Заместитель директора по УВР,

ответственный за сайт ОУ

Август- сентябрь

Информация на сайте школы по инклюзивному образованию

1.7

Организация       деятельности

Заместитель

2023-2024

Своевременное

 

школьного ППк

директора по

учебный год

выявление и

 

 

УВР,

 

психолого-

 

 

Члены ППк

 

педагогическое

 

 

 

 

сопровождение

 

 

 

 

детей с ОВЗ

2

Кадровое обеспечение введения ФГОС для обучающихся с ОВЗ

2.1

 

Заместитель

 

Повышение

 

Участие     педагогов    школы    в

директора по

По плану ОУ

квалификации

 

открытых    уроках,    семинарах-практикумах, конференциях

УВР,

 

педагогов

 

 

руководители

 

 

 

 

РМО

 

 

2.2

Участие педагогов в деятельности РМО (изучение опыта других образовательных учреждений, представление собственного опыта)

Руководители школьных МО, учителя начальных

классов и учителя-

предметники

По плану РМО

Повышение квалификации педагогов

2.2

Обеспечение курсовой подготовки и переподготовки по вопросам инклюзивного образования

Заместитель директора по УР,

руководители РМО

В

соответствии с графиком

План-график прохождения курсовой подготовки и

переподготовки

 

 

 

 

педагогических

 

 

 

 

работников

3

Методическое обеспечение инклюзивного образования

3.1

Формирование заказа учебной литературы для детей с ОВЗ

Зав. библиотекой,

зам.

директора по УР

В течение всего периода

Перечень учебников и методических пособий.

3.2

Планирование деятельности методической службы

образовательного учреждения

Зам.

директора по УВР,

В течение учебного года

План   работы методической службы школы

 

 

руководители

РМО

 

             

3.3

Пополнение медиатеки (электронные ресурсы)

 

Зав. библиотекой

В течение всего периода

Перечень ресурсов медиатеки

3.4

Организация и проведение обучающих семинаров, методических объединений, открытых уроков по

направлениям:

  • Мониторинг и диагностика УУД;
  • Преемственность ООП НОО и ООП ООО;
  • Организация внеурочной деятельности;
  • Критериальное и формирующее оценивание;
  • Оценивание образовательных результатов в урочной и внеурочной деятельности;

-особенности организации учебного занятия с обучающимися с ОВЗ;

Зам.

директора по УВР,

руководители РМО

 

учителя начальных классов и учителя-

предметники, педагог-психолог

В течение учебного года

Апробация новых идей, моделей, программ и технологий по

реализации инклюзивного образования

3.5

Деятельность рабочей группы по реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ

Зам.

директора по УВР

учителя начальных классов и учителя-

предметники, педагог-психолог

По плану школы

Корректировка деятельности педагогов по реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ

3.6

Тематические педагогические советы по вопросам реализации ФГОС ОВЗ

Зам.

директора по УВР

По плану школы

Формирование инклюзивной культуры

3.7

Создание      школьного      банка коррекционно-развивающих программ и                          диагностических методик для специалистов

 

Педагог- психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог

В течение учебного года

Банк диагностических

методик и коррекционно-развивающих программ

4

Материально-техническое обеспечение

4.1

Формирование заказа учебников для детей с ОВЗ

Зам.

директора по УВР,

зав. библиотекой

Декабрь, январь февраль текущего уч.года

100%

обеспеченность учебниками детей  с ОВЗ

4.2

Инвентаризация материально- технического обеспечения.

Приобретение необходимых мультимедийных, учебно- методических материалов и оборудования.

врио директора

Октябрь, ноябрь

Текущего уч. года

Оформление заявки

4.3

Создание условий для развития инклюзивного образования, обеспечение роста качества и доступности образовательных услуг детям с ОВЗ средствами

Комплексных мероприятий.

врио директора

В течение всего периода

   Реализация плана мероприятий

5

Взаимодействие с общественными организациями

5.1

Всероссийская неделя инклюзивного образования.

 Педагог- психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог

Ежегодно,

3 неделя марта

Формирование инклюзивной культуры

 

           

5.2

Международный день толерантности.

Педагог организатор, педагог- психолог

Ежегодно, Ноябрь

Формирование инклюзивной культуры.

6

Информационная поддержка инклюзивного образования, в том числе в средствах массовой информации

6.1

Своевременное

содержательное наполнение раздела «Организация образования обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья» на сайте школы

Заместитель директора по УВР,

ответственный за сайт ОУ

В течение учебного года

Наличие доступной информации для педагогов и

родителей по вопросам инклюзивного образования

7

Психолого-пе                                  Педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ОВЗ идетей-инвалидов

7.1

Организация консультаций для родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ.

Специалисты ППк

В течение учебного года

Предоставление родителям детей с ОВЗ

консультационных услуг.

Охват родителей

консультационными услугами по инклюзивному образованию на

100%

7.2

Распространение среди родительского сообщества информационных буклетов, публикаций по проблемам развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ, детей с инвалидностью

Специалисты ППк

2024-2025уч.г.

Психолого- педагогическая поддержка родителей,

имеющих детей  с ОВЗ,

инвалидностью, включенных в общее образование

7.3

Мониторинг учета рекомендаций ЦПМПК по созданию необходимых условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ в школе.

Заместитель директора по УВР

В течение учебного года

Справка по результатам мониторинга

8

Дополнительное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов

8.1

Разработка программ дополнительного образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Заместитель директора по ВР

Август– сентябрь

Наличие программ дополнительного образования